

Просматривая каналы, можно обнаружить и действительно хорошие телепередачи, созданные специально для детской аудитории. Стоит ли их смотреть и в чём заключается возможный положительный эффект?
- Расширение кругозора. Двухлетки, редко выбирающиеся куда-то дальше песочницы, могут познакомиться с экзотическими животными, узнать о многообразии окружающего мира. Дети постарше сами с удовольствием подбирают программы о путешествиях и приключениях, которые, порой, интереснее обычных энциклопедий.
- Обогащение лексикона. Малыши впитывают информацию, словно губки, поэтому не стоит удивляться появлению в детском словарике как высокохудожественных слов, так и жаргонизмов. Правильный же подбор телевизионных передач помогает развить у ребёнка грамотную речь.
- Приобщение к историческим и литературным источникам. Подростки не всегда с энтузиазмом читают произведения классиков. Удачные экранизации помогут восполнить пробел в образовании, а наиболее яркие режиссёрские работы заставляют детей самостоятельно прочитывать и изучать книги без понукания и постоянного напоминания родителей и учителей.
Таким образом, нецелесообразно запрещать ребёнку смотреть телевизор. Но не стоит отмахиваться и от многочисленных неприятных последствий, к которым приводит постоянное сидение перед экраном.
Обычно вред телевидения для ребёнка заключается в чрезмерной продолжительности просмотра. Не секрет, что некоторым родителям гораздо проще занять детей телевизором, чем придумывать для них новые развлечения. Какие негативные моменты скрываются в излишнем увлечении ТВ?
- Телепередачи дают большую нагрузку на психическую и эмоциональную сферу ребёнка. Установлено, что чрезмерно увлечённые телевизором дети отличаются неустойчивой психикой, раздражительностью, обидчивостью. Кроме того, из-за неправильного расположения перед экраном снижается острота зрения.
- К сожалению, на многих телеканалах встречаются передачи и фильмы, изобилующие ненормативной лексикой, сценами насилия, эротики. Ребёнок, оставленный один на один с пультом, обязательно наткнётся на подобные нежелательные программы.
-
Многие передачи сделаны взрослыми глазами взрослого человека и не всегда могут быть полезны ребенку.
-
Некоторые передачи, которые Вы, родители, с удовольствием смотрите, могут просто вызвать страх у ребенка или подавить его состояние.
-
Например, криминальные передачи вызывают у детей страхи, от которых трудно избавиться, а также учат детей сомнительным стандартам поведения, например – злорадству, лицемерию и лжи.
Телевидение для детей предлагает зачастую ценные передачи, направленные на определенный возраст. С помощью этих передач ребенок знакомится с различными вещами, например, с миром дикой природы, историей, культурой; есть великолепные культурные каналы, позволяющие ребенку принять участие в интерактивном изучении языка, развить логику, нестандартное мышление.
Эксперты не советуют сажать ребенка в возрасте менее 3-х лет за телевизор. Влияние телевизора на детей в возрасте до 3 лет ущербно и вредно для детей.
С 3 по 4 годы телевизор может осторожно вводиться в жизнь ребенка.
Передачи должны подходить под возраст малыша, а последовательность изображений в передаче должна быть медленной, так чтобы дети все могли понять.
Многие дети смотрят телевизор часами с молниеносно мелькающими картинками на экране: мультики, сказки, передачи – и все это под конец дня оседает в еще неокрепшем подсознании ребенка. Зачастую ребенок в момент просмотра мультфильма не всегда понимает о чем идет речь – не успевает переработать информацию из-за быстроты кадров, но эти самые кадры оседают в его голове и потом всплывают в подсознании ребенка абсолютно без надобности. Это все мешает потоку нужной информации влиться в голову ребенка. Под нужной информацией имеется ввиду всевозможные жизненные знания (отношение к родителям, общение со сверстниками, простые умения ребенка его возраста).
Наносит ли телевидение вред ребенку?
Нет, если оно вводится в жизнь с умом!
НО! Телевидение наносит вред ребенку, если содержание фильмов и программ не соответствует возрасту ребенка, а также если ежедневное время просмотра телевизионных программ слишком большое.
Как это вредит развитию ребенка:
-приобретение неправильных жизненных ценностей,
-неумение общаться со сверстниками,
-подражание отрицательным персонажам,
-перенятие «взрослой» (иногда вульгарной и жестокой) речи.
-социальная неразвитость. Ко всему этому, дефицит контакта со сверстниками из-за частого и долгого просмотра телевизора может стать причиной социальной неразвитости - ребенку попросту будет трудно общаться с людьми.
Все эти факторы тормозят развитие ребенка как личности. Вред телевидения заключется здесь в неконтролируемом его использовании.
Как выбрать для ребенка подходящие программы и мультфильмы?
Во-первых, вы должны ориентироваться на собственные ощещуния при выборе программы (мультфильма). Для этого ответьте себе на вопросы:
-чему научит эта программа или этот мультфильм ребенка?
-есть ли в ней элементы агрессии, зла, явного злорадства и других неприемлемых качеств? Кто выступает носителем этих качеств?
-Если этими качествами обладает главный герой (на которого дети зачастую хотят быть похожими), то не стоит просматривать такие мультфильмы (передачи).
-Если этими качествами обладает отрицательный персонаж и с этими качестваим главный герой не сопоставлен, а более того, он с ними борется, то можете посмотреть вместе с ребенком такой мультфильм (передачу).
-какой скрытый смысл несет в себе передача или мультфильм?
Не стоит чересчур копаться в психологии автора мультфильма и искать самый потаенный смысл. Будет достаточно провести краткий анализ мультфильма: его идея, суть, цель, средства и методы достижения цели, итог. Если вас все устраивает, пусть Ваш ребенок смотрит такой мультфильм.
Вот, пожалуй, и все. Помните, это ваши дети и старайтесь воспитывать их большей частью сами; не отдавайте их на «попечение» детскому телевидению. И если ребенок уже смотрит телевизор, позаботьтесь о правильном выборе детских передач и мультфильмов, ведь если вы этого не сделаете, то вред телевидения для развития ребенка будет необратим.
Телевидение для дошкольников:
-развивалки (вроде Уроки тетушки Совы, беби Эйнштейн и подобные)
-короткие видео (летающие самолеты, мчащиеся поезда, пароходы, танцы, и то, что вы не можете пока показать вживую)
-короткие добрые мультики (о дружбе, взаимопомощи, поддержке и простых жизненных ситуациях. Лунтик.)
Просмотр не должен превышать 40 минут в день, если ребенку еще нет 6 лет. Пусть в неделе будет один день (например, пятница), когда ребенок сможет просмотреть весь фильм (120 минут). Но не приучайте к такому долгому просмотру своего ребенка.