

Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность.
В большинстве случаев такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Но прежде всего следует проверить, в каких ситуациях в садике ребенок кусается, и попробовать предотвратить их возникновение. Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. Но как быть с «жертвой», в особенности если каждый день ребенок приходит из садика со следами укусов? Означает ли это, что воспитатели недостаточно следят за детьми? Ответ прост: если следы укусов сменяют друг друга постоянно, ситуация безусловно ненормальна. Воспитатели должны предотвращать такие ситуации, и стараться, чтобы «кусачие» детки были все время в поле их зрения. Проверьте, достаточно ли персонала в группе относительно количества детей. При достаточно числе опытных и наблюдательных воспитателей и нянь проблема вполне разрешаема. Например, днем, когда дети уже устали, следует обратить внимание на то, чтобы потенциальные «кусаки» были заняты спокойным делом под надзором одного из взрослых. Но даже если воспитатели очень внимательны и стараются предотвратить эксцессы, не надо ожидать от них стопроцентного успеха.
Причины, когда дети кусаются:
1) В состоянии агрессии и в основном это происходит, когда ребенок злится или проявляет какое-то недовольство. Правда, такая же реакция может возникать в результате отчаянья и беспомощности.
2) Каждый маленький человечек по-своему старается обратить на себя внимание взрослых или выразить свою неудовлетворенность чем-то. Так, одни дети ломают игрушки, кричат, падают и дрыгают ногами, истерически плачут, а другие – специально кусаются и при этом знают, что делают больно.
3) Иногда такие проявления могут быть вызваны зубной либо какой-то другой болью, в этом случае следует обратиться за помощью к специалисту.
4) Способ познания окружающего мира и стремление попробовать все на вкус, что способствует развитию жевательных рефлексов.
5) Самооборона, когда малыш не знает, как правильно дать отпор своему сопернику или когда он намного слабее соперника.
6) Отмщение за причиненную обиду.
7) Доказать, что сильнее других, чтобы завоевать лидерство среди сверстников.
Несколько психологических советов:
— Снять напряжённость поможет смена деятельности, переход к спокойным видам занятий или, наоборот, к спортивным занятиям на площадке.
— Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок пускает в вход своё оружие; по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.
— Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой в нормальном (с точки зрения нашего с вами воспитания) обществе.
— Каждый раз, когда взрослый видит, что малыш приближается к другому ребёнку с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что «кусаться нельзя!». На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинностью.
— Если укус не удалось предотвратить, взрослый должен в тот же момент обратиться к обеим сторонам, по возможности успокоить их (можно дать выпить воды). Нужно строго обратиться к обидчику, приложив ладонь к его рту, и сказать, что «ни при каких обстоятельствах не разрешается кусать людей». Нужно добавить, что «если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо или подушку» и дать ему в руку один из указанных предметов.
— Продолжить разговор с ребёнком и сказать, что «игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет.» Спросите, почему укусил: «Ты хотел играть именно красным мячом? Нужно было попросить у Кати, подождать, пока она закончит играть. Или обратился бы ко мне, я бы тебе помог.»